5 клас Рос. мова

22 января

Тема: Суффикс как значимая часть слова

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня вспомним, что мы называем суффиксом.



Посмотри обучающее видео.


Выполните задания.

1. Выдели суффикс в словах.

Садик, книжка, снежок, зимний бережок, лесной, карандашик, орешек, белочка, зайчик.

2. Образуй новые слова с помощью суффиксов.

Домашнее задание: выучи понятие "суффикс", выполни задания (в плане урока), повтори понятия - стр.164-165.

Задания для инклюзивного обучения.
1. Познакомься с понятием "суффикс" ( видео)
2. Прочитай определение и постарайся запомнить - стр. 165.
3. Выполни задание №1 (план урока).


20 января

Тема: Префикс как значимая часть слова

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня вспомним, что мы называем префиксом (приставкой) слова.

Приста́вкапре́фикс (лат. praefixus) — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова. (Запиши и выучи определение).

1.Вспомним, как найти в слове приставку.  Посмотрите обучающее видео


2. Выполните задания.

Выделите приставки в словах.

Упражнение № 2.

Домашнее задание: выучи определение понятия "приставка" - стр. 165, выполни упражнения 1,2 (смотри план урока).


Задания для инклюзивного обучения
 1. Познакомься с понятием "приставка", посмотрев видео и прочитав определение.
2. Выполни упражнение № 2 (план урока). Выдели в словах приставку.

18 января

Тема: Корень как значимая часть слова

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня вспомним, что мы знаем о корне слова.

Корень - общая часть родственных слов, которая выражает лексическое значение слова. (Запиши и выучи это определение).

1. Посмотри обучающее видео


2. Выполни тренировочное задание.

Запиши слова и выдели в них корень, подобрав несколько (2-3) однокоренных слов. 



Слова задания: книга, столик, пришкольный, дружеский, подарок, родной.
Домашнее задание: выучите определение "корень слова"(стр. 165), выполните упражнение 185 (1).

 

ема:  Типы речи

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня познакомимся с 3 типами речи. 

1. Изучите таблицу и запишите ее в тетрадь.


Посмотри видео о том, как можно определить тип речи.



Выполни тест

1.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически – это

А. словосочетание                           В. текст                                  С. предложение

 

2. « Книга! Как много интересного таят ее страницы! Открой книгу! И ты войдешь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга- настоящее чудо. И это чудо надо беречь..» Это текст?

А. да              В. нет

 

3.Тип речи, в котором говорится о действиях и событиях- это

А. описание                      В. повествование                               С. рассуждение

 

4. На какой вопрос отвечает текст-повествование?

А. что произошло?          В. какой предмет?                                 С. почему?

 

5. Тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа-

А. описание                       В. повествование                              С. рассуждение

 

6. Выберите ответ, где указана схема текста-повествования?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

7. Выберите ответ, где указана схема текста-рассуждения?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

8. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

А. что произошло?                  В. какой предмет?                             С. почему?

 

9. Выберите ответ, где указана схема текста-описания?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

10. К какому типу текста вы отнесете сочинение на тему «Портрет лучшего друга»?

А. рассуждение                    В. описание                         С. повествование

 

11. Определите стиль речи и тип текста.

«Значит так. Вчера к нам прибежал Витька и сказал, что Милка уезжает. Всем табуном мы рванули на вокзал, чтобы попрощаться. А потом вернулись домой и долго обсуждали эту неприятную историю.»

А. описание                         В. рассуждение                       С. повествование


 

12. Определите тип текста: «Мама - самое священное слово на земле. Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама. Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать». Таким образом, все самые дорогие святы-
 ни названы и озарены именем матери.»

А. описание                        В. повествование                              С. рассуждение

 

 

Домашнее задание: выучите типы текста ( смотри план урока), выполни тест.



Задания для инклюзивного обучения

1. Изучить таблицу и записать 3 типа речи и вопросы к ним.

2. Посмотри видео.

3. Попробуй выполнить онлайн-тест.



13января

Тема: Однокоренные слова и формы слова

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня поговорим об однокоренных словах и формах одного и того же слова. Чем они отличаются?

Однокоренные слова — слова  с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький).

Формы слова – это варианты одного и того же слова, изменяющегося по числам и падежам ( если это существительное: сад, в саду, сады) или числам и лицам (если это глагол: сделаю,сделаем).

Посмотри обучающее видео.


Выполни задание.

  1. Найди «четвёртое лишнее» в каждой группе и подчеркни его( слово не является однокоренным):


Печной, печёночный, печник, печься.

Плотноватый, плотность, плотник, плотновато.

Розовенький, розоватый, розовато, розочка.


Найди «четвёртое лишнее» в каждой группе и подчеркни его ( слово не его форма, а однокоренное)


Лес, в лесу,  лесом, лесной.

Сад, в саду, сады, садовник.


Домашнее задание:  выучить определения (смотреть в плане урока), выполнить упражнение 189(1,2).

Ребята, не забывайте выполнять задания, которые находятся в плане урока!


Домашні та практичні завдання  надсилайте на електронну пошту   m.cosenko145@gmail.com або номер вайбера ( висилайте фото завдань) 0970575949


Задания для инклюзивного обучения


1. Подбери 3 – 4 однокоренных слова: вода,сад, лес.

2. Выполни упражнение 189 (зад. 1).

3. Выучи определение "однокоренные слова" (смотреть план урока).


11 января         

Тема: Состав слова. Основа слова

Дорогие ребята, мы начнем наше путешествие по удивительной стране под названием "Морфемика". Проверим наши знания. Итак, отправляемся в путь. 

1.Ответим на  вопросы:

 1.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

2.Что такое лексическое значение слова?

3.Какие морфемы вы знаете? (корень, суффикс, префикс, окончание)

4.Как называются слова, имеющие один корень, но отличающиеся тем, что у них разная основа слова?(однокоренными)

Молодцы! Страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

Сегодня мы вспомним, что такое окончание и основа слова.

Окончание - это изменяемая часть слова. его можно определить, поставив слово в другую форму (изменить падеж, род или число). 

Осова включает в себя корень, суффикс и префикс - все, кроме окончания.

2. Посмотрите обучающее видео.


3.Выучите определения, прочитав материал учебника - стр. 164-165.

4. Выполните задание.


Выделите основу и окончание в ряде слов:

Урок, музыка, литература, пение, язык, математика,  солнце, веселье, чтение, блестящее, здоровье, море, настроение, конь, сад, лазурный, зеленая, дом, картина, ваза, окно.

- В ряде слов нет окончания, но в другой форме оно может быть (конь-коня).  Такое оконание называется нулевым.

Домашнее задание: выучите определения, прочитав материал учебника - стр. 164-165; выполните упражнение 188 (выделите основу и окончание).



 

Дата: 19.10.

Тема: Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

1. Посмотрите видео и выполните 2 тренировочных упражнения (письменно).


Упражнение 1.

Прочитайте предложения, спишите их. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.


Упражнение 2.

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: Здесь нужен самый точный пограничный прибор!

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)


Найдите в тексте предложения с косвенной речью.


Домашнее задание: повторить понятия из параграфов 62,64,65, выполнить упражнение 304(1,2).


21 октября, среда

Тема: Диалог

Диалогэто прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Слова каждого лица, участвующего в разговоре называются репликой. Предложения-реплики тесно связаны между собой по смыслу и структурно.

На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире (кавычки не ставятся)

( составление кластера всем классом)



1. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 

- Кто тебя научил так хорошо играть на дудке?

- Иохим выучил,- ответил Петрусь.

- Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

- Я… не сержусь  на вас,- сказал мальчик тихо.

- Ну, так и я не сержусь…давай играть вместе.

- Я не умею играть с вами,- ответил он, потупившись.

- Не умеешь играть? Почему?

- Так.

- Нет, почему  ж?

 - Так, - ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.

Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь  о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавший с наивной настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять тупой болью.

2. Определите стиль. Выпишите часть диалога, которая соответствует схемам:

- П?

- П,- а.

- П! П?


3.Попробуй составить диалог  на одну из тем и запиши его в тетрадь: «В библиотеке», «Разговор по телефону».

 Домашнее задание на выбор:

1. Составить диалог между учеником и учителем о невыполненном домашнем задании;


ИЛИ


2. Составить диалог между учеником и родителем о походе в лес, в спортивную секцию и др.


23.10, пятница


Тема: Устные и письменные выражения с прямой и косвенной речью. 


1. Пересмотрите видеоролик №1 "Прямая и косвенная речь"



2. Повторите  правила постановки знаков препинания при прямой речи по схемам




3. Письменно составьте по 1 предложению к каждой схеме.

Домашнее задание:повторить знаки препинания при прямой и косвенной речи, в  диалоге.

2 ноября
Тема: Качества правильной речи

   Пос

 Чистота речи 

 Как вы думаете, какие слова не соответствуют нормам  литературного языка?

Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

Задание. Прочитайте стихотворение Э. Мошковского.

                                     Такая, в общем, история        

     Жил-был Этот, как его.                                  А жену

     Ну, и значит, и того.                                       Звали Ну,

     Жило Это самое                                              А соседа

     Со своею мамою.                                            Звали Это…

     Был ещё один чудак –                                    А его родители -

     Это, в общем, значит, так.                             Видишь ли и Видите ли…

     И его любимый зять.                                    И ещё какой-то Э –э –э

     Звали зятя Так сказать.                                  Жил на верхнем этаже…

                                    И дружили они все…

                                    Ну, и значит, и вообще…

Какие слова-пустышки вы услышали в стихотворении?

  1. Богатство речи.

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата.

Задание. Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.

                                     Люблю я майскую грозу в начале мая,

                                     Когда весной весенний первый гром,

                                     Как бы резвяся и в игру играя,

                                     Грохочет громко в небе голубом…


  1. Выразительность речи

Это её образность, красочность, яркость. Благодаря именно выразительности речь воздействует на чувства читателя или слушателя.

Задание. Сравните два отрывка. Какой покажется вам интересней и почему?                                        

  1. На полянке, где я недавно собирал грибы, текут два ручья, торчат пни и растёт рябина. Теперь здесь лежит снег.
  2. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пенёк накрыт скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.




  1. Итоги.

Хорошая речь должна быть правильной , точной, логичной, уместной, богатой и выразительной.

Домашнее задание: записать в тетрадь и выучить качества хорошей речи.


21 декабря, понедельник

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы в речи

Дорогие пятиклассники!
Мы с вами познакомились с омонимами, синонимами, антонимами. Сегодня будем учиться использовать эти группы слов в речи. Вспомним, что мы называем омонимами, синонимами, антонимами.

1.Синонимы — это слова, близкие (или даже одинаковые по значению и разные по звучанию.

2.Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению.

Антонимы — это слова, различающиеся по звучанию и прямо противоположные по значению.

Пожалуйста, выполните ряд заданий.


Задание 1:

Продолжить синонимический ряд (кто больше напишет слов). Например:

1.КРАСНЫЙ (алый, пурпурный, пурпуровый, багряный, багровый, пунцовый, рубиновый, пламяный,рутиновый,кумачовый,коралловый)

2.СТАРЫЙ..                                                  

 3.СВЕТЛЫЙ… 

4.ГРУСТИТЬ 


Задание2. Соединить синонимы

Огонь                                                           скакать

Шалун                                                         аккуратный

аромат                                                        скакун

Чистый                                                        азбука

Прыгать                                                       пламя

Конь                                                             озорник

Алфавит                                                      запах

Задание3. Найти «третье» лишнее  среди синонимов

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, азбука, буква.

Бросать, кидать ,прыгать.

Весело, веселый, грустный.

Разлучаться, встреча, встречаться.

 

Задание4.

А сейчас я предлагаю вам на минутку перенестись в мир сказок. Прошу прослушать вас небольшое стихотворение и выписать одинаковые по звучанию слова. Как они называются? (омонимы)

Бобер, в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: «Не помешал?»

Лиса в ответ: «Ах, что вы, друг,напротив»

И села в кресло мягкое напротив

И ложечкою чай он помешал.

Задание 5

Составить с парами слов-омонимов словосочетания.

Мой-мой

Посол-посол

Ласка-ласка

Ключ-ключ

                                                                                                                                          

Задание 6

И опять возвращаемся в сказку. Прослушайте стихотворение и найдите слова-антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблока в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что НИЗКО,

А мышонок-ВЫСОКО.

Воробей сказал, что близко,

А улитка-ДАЛЕКО.

А теленок озабочен,

Тем, что яблоко МАЛО.

А цыпленок тем, что очень

ВЕЛИКО и ТЯЖЕЛО.

А котенку все равно.

КИСЛОЕ! -зачем оно?

-Что вы? -шепчет червячок?

СЛАДКИЙ у него бочок!

Задание 7. Подобрать антонимы к словосочетаниям  (письменно)

                                Свежий хлеб

                                       Свежая газета

                                Свежие мысли                   

                                 Полный мужчина

                                  Полный стакан

                                  Мелкий дождь

                                  Мелкий ручей

          Домашнее задание.

                                              

Восстановить текст, подобрав подходящие по смыслу слова из скобок.

Утром к дому прилетела (стая, стадо, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина (вышла, вылетела, выбежала) на крылечко и насыпала на землю хлебных крошек.

Они (бегали, ходили, скакали, прыгали) и (ели, клевали, глотали, кушали) крошки.

Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка. Она (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

      

Домашні та практичні завдання  надсилайте на електронну пошту   m.cosenko145@gmail.com або номер вайбера ( висилайте фото завдань) 0970575949


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Увага!