8 клас. Лiтература

22 января

Тема: Н. Гоголь "Ревизор". Образ Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. Сегодня мы прочитаем 4 действие комедии и остановимся детально на образе Хлестакова.

Что мы уже знаем о Хлестакове?


Прочитайте 4 действие пьесы (стр. 187-202). Что нового мы узнаем о Хлестакове?



Запиши характеристику Хлестакова в тетрадь.


Домашнее задание: прочитайте 4 действие комедии ( стр. 187-202).




19 января

Тема: Комедия Н. Гоголя "Ревизор". Обобщающие образы чиновников в комедии. Сатирическая направленность комедии

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. Давайте продолжим чтение комедии и обратим внимание на ее сатирический характер.

Вспомним, что такое сатира.

Сатира - вид комического; беспощадное, уничтожающее высмеивание объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом.

Кого же высмеивает Гоголь?  Объектом критики становятся все чиновники комедии, которые представляют собой обобщающие типы современности Гоголя.

1. Послушай характеристику  образов чиновников. 



2. Прочитав страницы 175- 187, начни заполнять таблицу-характеристику чиновников ( можно использовать видео). 




Домашнее задание: . прочитайте страницы 175- 187, начните заполнять таблицу-характеристику чиновников.


17 января

Интересные факты о Николае Гоголе (дополнительный материал)

 Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. 



10 интересных фактов из жизни Гоголя. Знаете ли вы?

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Николай Васильевич очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы

Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).

Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.

Его любимым напитком было козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

10. Говорят,за семь лет до смерти писатель в завещании предупреждал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».  Гоголя не послушали, а при перезахоронении останков в 1931 году в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом. Согласно другим данным череп вообще отсутствовал.  Но доказательств этому на сегодняшний день не существует.




15 января

Тема: Комедия Гоголя "Ревизор". Конфликт, основные стадии развития

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня начнем знакомство с пьесой и прочитаем 1 действие

1. Повторим некоторые факты биографии писателя и познакомимся с композицией комедии "Ревизор".



2. Обратимся к теории литературы.  Вспомним:

- К какому роду литературы относится комедия? (К драме). 

- Чем отличается драма от эпоса и лирики? (Драматическое произведение предназначено для сцены и для чтения).

 - Какие жанры драматического произведения вы знаете? (Трагедию, драму и комедию).

 - Какие отличительные признаки имеет комедия?

 (Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к статье стр. 212-213 и выпишите определение.

3. Начнем с названия пьесы.

    Ревизор лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.
    (В город приезжает Хлестаков, которого все принимают за ревизора). 

    4Начнем чтение 1 действия.
    • Обратите внимание на эпиграф комедии: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".  Читая пьесу, подумайте, как эти слова относятся к идее произведения.
  • Перед читателями - типичный для царской России первой половины XIX в. небольшой уездный городе характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядками в городе, невежественностью его обывателей, грязью, неблагоустроенностью и т. д. 

  • Основная идея комедии Гоголя «Ревизор» – обличение пороков российского чиновничества. ... Оригинальность конфликта комедии заключается в том, что в пьесе нет положительного героя
  • Единственный положительный герой в комедии - это СМЕХ. 

    Желаю приятного чтения! И всем от души посмеяться!

    Домашнее задание:
    прочитайте стр. 167-174,  устно ответьте на вопросы 210 (1-2),  составьте краткий письменный ответ - стр 210 (зад. 3).


    12 января

    Тема:  Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество писателя. История создания комедии "Ревизор"

    Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

    1.Ребята, познакомьтесь с биографией писателя, посмотрев видео.




    2.Прочитайте  материал учебника - стр. 166-167.
    3.Познакомьтесь с историей создания комедии "Ревизор"

    История создания «Ревизора» Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период автор работал над поэмой «Мёртвые души», и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; «рука дрожит написать… комедию». Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой «Женитьба», в которой уже наметились и характерные для автора комические приёмы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность. В 1835 году он пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта».

    История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

    Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. 

    Домашнее задание: пройди онлайн-тестирование по ссылке
    https://naurok.com.ua/test/join?gamecode=9376310




    Дата: 20 10

     Тема: Мигель Сервантес. Основные сведения о жизни писателя. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий". "Вечный" сюжет о подвиге ради прекрасной дамы 

    1. Познакомьтесь с биографией писателя.



     Домашнее задание: используя статью (стр. 56-58) из учебника и дополнительный материал, запишите в тетрадь основные факты  из биографии писателя. Прочитайте 1 главу романа "Дон Кихот" .

    23.10, пятница

    Тема: Мигель Сервантес "Дон Кихот. Выбор жизненного идеала. Конфликт реальности и действительности



     1.Чтение отрывков из романа (часть I, главы 1, 2, 3, 4 – в сокращении) - 58-72.

    2. Ответьте устно на вопросы.

    Вопросы:

    1. Похож ли главный герой на рыцаря?

    2. Как автор относится к своему герою?

    3. Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?

    4. Каким предстает Дон Кихот в сцене посвящения в рыцари, в разговоре с пастухом и его хозяином? Почему герой не смог защитить пастуха?

    5. Подвиги героя принесли добро и пользу?

    6. Чем руководствуется в своих поступках рыцарь?


    Попрпобуем ответить на вопрос: кто такой Дон Кихот – чудак, безумец, герой?

    В нем скрыто своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но внутренне он самый настоящий рыцарь. Он – активная натура и не может мириться со злом. Но трагедия его в том, что он одинок  в своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается, – это делает его смешным в глазах окружающих, они считают его безумным. А ведь это подвиг: зная о своем одиночестве, сражаться за идею добра. Поэтому Дон Кихот и безумец, и чудак, и герой, и трагическая личность.


     Дон Кихот стал вечным образом, донкихотство – литературным мотивом.


     Многие называют донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотом человека, лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного, нелепого, жалкого и смешного.

    Но под донкихотством понимают и другое – нежелание приспосабливаться к прозе жизни, стремление преобразить, преобразовать жизнь, упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы цель ни противоречила грубой логике реальных и косных фактов. Донкихотство в таком понимании тоже может иметь оттенок смешного, но более глубокая реакция, которую оно в нас вызывает, – сочувствие, сострадание, восхищение. Так объясняет донкихотство современный исследователь.

    Иные времена обнаружили в романе иное содержание, то «нечто высшее, из чего вытекают все верования, убеждения и начала», и не только обнаружили, но и попытались объяснить.(цитаты…)

    Домашнее задание:читать стр. 58-72, нарисовать устно ассоциативный портрет Дон Кихота.

    Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    Увага!