6 клас. Рос. мова

Дорогие мои шестиклассники! Задания вы можете мне высылать на номер Вайбера 0970575949



27 мая

Фразеологизмы .Повторение

Добрый день! Сегодня мы поработаем дополнительно : расширим кругозор,познакомившись с рядом фразеологизмов, их значением и историей.

1. Для начала повторим, что такое фразеологизмы.




2. Знаете ли вы, что означают следующие фразеологизмы?  Посмотрите это видео.



Не менее интересна и история фразеологизмов. Например, знаете ли вы:

Узнайте историю других фразеологизмов, посмотрев видео.







26мая

Тема: Контрольное изложение

Напишите сжатое изложение по заданному тексту и составьте  план к нему. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.



25 мая

Тема:  Типы речи . Повторение изученного

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня повторим типы речи. 

1. Изучите таблицу и запишите ее в тетрадь.


Посмотри видео о том, как можно определить тип речи.



Выполни тест

1.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически – это

А. словосочетание                           В. текст                                  С. предложение

 

2. « Книга! Как много интересного таят ее страницы! Открой книгу! И ты войдешь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга- настоящее чудо. И это чудо надо беречь..» Это текст?

А. да              В. нет

 

3.Тип речи, в котором говорится о действиях и событиях- это

А. описание                      В. повествование                               С. рассуждение

 

4. На какой вопрос отвечает текст-повествование?

А. что произошло?          В. какой предмет?                                 С. почему?

 

5. Тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа-

А. описание                       В. повествование                              С. рассуждение

 

6. Выберите ответ, где указана схема текста-повествования?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

7. Выберите ответ, где указана схема текста-рассуждения?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

8. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

А. что произошло?                  В. какой предмет?                             С. почему?

 

9. Выберите ответ, где указана схема текста-описания?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

10. К какому типу текста вы отнесете сочинение на тему «Портрет лучшего друга»?

А. рассуждение                  



  В. описание                         С. повествование



24 мая

Тема: Контрольная работа по теме "Именные части речи"

Ответь на вопросы теста и выполни задания.


Контрольная работа по теме «Именные части речи». 6 класс
Тест
1. Какой из морфологических признаков не характерен для имени существительногоо?
1) род
2) число
3) падеж
4) спряжение
2. Какое утверждение ошибочно?
1) у существительного есть только 2 склонения
2) н.ф. существительного – И.п., ед.ч.
3) имена собственные пишутся с заглавной буквы
4) существительное изменяется по числам и падежам
3. Укажите ряд, где на месте пропуска пишется И.
1) служить в арми..., не встретить Мари...
2) идти по алле..., играть на виолончел...
3) оборудование в аудитори..., рисунок на открытк...
4) отдыхать в санатори..., загорать на солнц...
4. Укажите ряд, где на месте пропуска пишется О.
1) чертеж...м, огурц...в
2) пальц...м, со свеч...й
3) полотнищ...м, товарищ...м
4) под круч...й, ключ...м
5. Найдите верное утверждение
1) Имена прилагательные изменяются по лицам и числам.
2) имена прилагательное изменяются по родам и падежам
3) краткие прилагательные изменяются по падежам
4) краткие прилагательные являются в предложении определениями
6. Выбери верное утверждение
1) Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем числительным.
2) Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок их при счёте,
называется именем числительным.
3) Имя числительное – это член предложения, который обозначает количество
предметов или порядок их при счёте.
4) Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы
сколько? и называются порядковыми: двенадцать, двадцать три, сто, тысяча, миллион.
7. Выбери верное утверждение
1) Местоимение - часть речи, которая обозначает принадлежность к кому-либо или
чему-либо;
2) Местоимение обозначает предмет, признак, количество;
3) Местоимение указывает на предмет, но не называет его;
4) Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
8. Найдите строку, в которой даны личные местоимения
1) кто, кому-то, им, мне;
2) ему, мне, твоего, вам;
3) моего, им, ему, тобой;
4) тобой, мне, вам, ему.
9. Найдите слово, которое отличается от других по принадлежности к части речи
1) пять
2) пятьдесят
3) пятерка
4) пятьдесят пять
Задания
(1)Лунн…й ночью светло в березов…м лесу.(2) Свет луны отражается на
сугробах, и лес становится похож…м на огромный зал с бел…ми колоннами. (3)Полна
тайн тишина ясн…й зимн…й ночи.
(4) В берлог… дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизн… зимнего
леса. (5)Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным
вершинам, цепляются за хвою.
(6) Наступает ночь. (7)Полная тишина. (8)И вдруг хрустнул снежный наст,
затрещал сушняк. (9)Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. (10)Да
это лоси! (11)Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
(12) Разгуляется (не)погода, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. (13)
Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюг…. (14)Сладко дремлется ему в берлог….
(15) Март – последний месяц спячк… лесного хозяина.
1. Озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль.
Заголовок _________________________________________________________________
Тема _____________________________________________________________________
Основная мысль ___________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
3. Из предложений 1-3 выпишите краткое прилагательное, обозначьте его
окончание
4. Из предложений 4-5 выпишите существительные, имеющие форму только
единственногочисла____________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Из предложений 9-11 выпишите существительное общего рода
_____________________________________________________________________
6. Выпишите из текста местоимения, определите их
падеж________________________________________________________________
7. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову
медведь______________________________________________________________
8. Из предложения 5 выпишите прилагательные, образуйте краткую форму (ед. ч.,
м.р.)_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. Запишите предложение, заменяя цифры числительными: В первый раз в океане
наблюдались волны высотой в 11-12 метров, длиной 500 метров. Определите
разряд числительных.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________


20 мая

Тема: Обобщение знаний по теме "Местоимение"

1. Повторим знания по теме "Местоимение"





2. Выполни задания письменно. Раскрой скобки






19 мая

Тема: Обобщение знаний по теме "Местоимение"

1. Повторим знания по теме "Местоимение"









2. Выполни задания


Устно ответь.


Выполни письменно.






18 мая

ТЕМА: Обобщение знаний по теме "Имя числительное"

1. Повторим знания по теме "Имя числительное".

Склонение числительных


Просклоняй устно числа 80, 500, 300.



Просклоняй устно числа семнадцатый, сто пятый.

Употребление имён числительных





2. Выполни задания








12 мая

ТЕМА: Обобщение знаний по теме "Имя числительное"

1. Повторим знания по теме "Имя числительное".






Повторим правило написания Ь в именах числительных


2.Выполни задания.


ЗАПИШИ цифры словами:

 11,50,97,805,970,16,17,68,560.



12 мая

Тема: Деловые бумаги. Инструкция

1. Вспомним теоретический материал

Официально-деловой стиль




2. Познакомимся с таким деловым документом, как инструкция

Инструкция — документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.





11 мая

Тема: Обобщение и повторение знаний по теме "Имя прилагательное "

1. Повторим знания по теме "Имя прилагательное".

НЕ с именами прилагательными
Н,НН в суффиксах прилагательных



2. Пройди тест.

https://onlinetestpad.com/ru/test/3821-imya-prilagatelnoe

10 мая

Тема: Обобщение и повторение знаний по теме "Имя прилагательное "

1. Повторим знания по теме "Имя прилагательное".











2. Выполни  тестовые задания.





6 мая

Тема: Обобщение и повторение знаний по теме "Имя существительное"

1. Повторим знания по теме "Имя существительное".

Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.






2. Выполни задание.


3Повторим знания по теме "Имя существительное".






4. Выполни задание.







5 мая

Тема: Обобщение и повторение знаний по теме "Имя существительное"

1. Повторим знания по теме "Имя существительное"





      Одушевлённые и неодушевлённые существительные












2. Проверь себя, выполнив задания


Измените по падежам слова солнце, город,издание.







4 мая

Тема: Деловые бумаги. Заявление

1. Вспомним особенности официально-делового стиля.






2. Обратим  внимание на такой документ, как заявление.

    









 

28 апреля

ТЕМА:  Контрольная работа по теме "Местоимение"

Вопрос 1

Укажите слово, которое не является местоимением

Варианты ответов
  • 1.они
  • 2.твоих
  • 3.здесь
  • 4.который
  • 5.всякий
Вопрос 2

Укажите словосочетание, в состав которого входит личное местоимение

Варианты ответов
  • 1.мой портфель
  • 2.его часы
  • 3.люблю её
  • 4.ваши слова
Вопрос 3

Укажите возвратное  местоимение

Варианты ответов
  • 1.свой
  • 2.мой
  • 3.его
  • 4.собой
Вопрос 4

Укажите словосочетание, в состав которого входит притяжательное местоимение

Варианты ответов
  • 1.вспоминаю их
  • 2.её вещи
  • 3.не узнал его
  • 4.вся ноша
  • 5.который час
Вопрос 5

Укажите предложения, в которых использованы вопросительные местоимения:

Варианты ответов
  • 1.Я не знаю, что лежало в этой тумбочке.
  • 2.Я читал, что завтра будет дождь.
  • 3.Какой язык ты хочешь выучить?
  • 4.Сколько минут осталось до отправления автобуса?
Вопрос 6

Укажите предложения с ошибками в употреблении местоимений

Варианты ответов
  • 1.её ручка
  • 2.иду с нею
  • 3.бегу за им
  • 4.своими друзьями
  • 5.ихняя книга
Вопрос 7

Укажите словосочетания, в которых использованы ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ местоимения

Варианты ответов
  • 1.несколько минут
  • 2. ничто не помешает
  • 3.некоторые люди
  • 4.нечто странное
  • 5.нечего делать

8.      В каком варианте пишется буква Е?

1)      н... кто не знает

2)      н.. за что на свете

3)      н... чего раздумывать

4)      н.. до чего нет дела

9.      В каком варианте пишется буква И?

1)      н... кому остаться дома

2)      н... за что не скажу

3)      н... у кого попросить денег

4)      н...которые люди

10.      В каком варианте необходимо слитное написание?

1)      (не)сколько книг

2)      не(с)кем посоветоваться

3)      ни(у)кого не спросил

4)      ни(о)чем не думай

11.      В каком варианте необходимо раздельное написание?

1)      (ни)чего не осталось

2)      (ни)чем не интересовался

3)      (не)чем заняться

4)      (не)о(чем) переживать

12.      В каком варианте может быть вариативное написание?

1)      (не/ни)какой

2)      (не/ни)кто

3)      (не/ни)чей

4)      (не/ни)который




27 апреля

Тема: Местоимение. Тренировочные упражнения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. 

1. Выполни тренировочные упражнения

Упражнение 1

 Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. 

Упражнение 2  

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Тест по теме "Правописание местоимений"

 

1.      В каком варианте пишется буква Е?

1)      н... кто не знает

2)      н.. за что на свете

3)      н... чего раздумывать

4)      н.. до чего нет дела

2.      В каком варианте пишется буква И?

1)      н... кому остаться дома

2)      н... за что не скажу

3)      н... у кого попросить денег

4)      н...которые люди

3.      В каком варианте необходимо слитное написание?

1)      (не)сколько книг

2)      не(с)кем посоветоваться

3)      ни(у)кого не спросил

4)      ни(о)чем не думай

4.      В каком варианте необходимо раздельное написание?

1)      (ни)чего не осталось

2)      (ни)чем не интересовался

3)      (не)чем заняться

4)      (не)о(чем) переживать

5.      В каком варианте может быть вариативное написание?

1)      (не/ни)какой

2)      (не/ни)кто

3)      (не/ни)чей

4)      (не/ни)который


26 апреля

Тема:   Разряды местоимений. Тренировочные упражнения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

1. Повторим теоретический материал о местоимении.




2. Выполни тренировочные упражнения.

1. Вспомните, что вам известно о местоимении. Запишите предложения, завершая мысль:

а) Местоимение – это самостоятельная часть речи; это слова, употребляемые вместо…

б) Местоимения отвечают на вопросы…

в) Местоимения не называют… и …, а только…

г) Существует девять разрядов местоимений: 1) личные, 2)…, 3)…, 4)…, 5)…, 6)…, 7)…, 8)…, 9)…

 

2. Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд и падеж.


Есть небольшие поучительные истории, которые любому из вас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов - кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. Читая сюжеты о животных, ты понимаешь: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни помогают нам узнавать себя - это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

3. Расставьте ударения и объясните правописание отрицательных и неопределённых местоимений ( выделите приставку кое и суффиксы то, либо, нибудь).

Кое-что, нечто, ничто, нечем, ничем, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое-кого, кое с кем, ни с чем.



22 апреля

Тема:

Публицистический стиль речи. Заметка в газете

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

1. Запомни информацию, запиши основные мысли в тетрадь.



Подробнее остановимся на заметке в газету





2. Учимся писать заметку в газету

Например:

Домашнее задание: читать стр. 216-217, напишите заметку о каком-то поступке своих друзей, знакомых или о поступке, о котором вы услышали (упр. 475).


21 апреля

Тема: Публицистический стиль речи

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.


1. Запомни  информацию, запиши основные мысли в тетрадь.






2. Посмотри учебное видео

3. Публицистический стиль речи. Пример

В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах.

Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль:

Пример публицистического стиля речи

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Домашнее задание:  запомни  информацию, запиши основные мысли в тетрадь, упражнение 467.


20 апреля

Тема: Отрицательные и неопределенные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

 1. Закрепим правила.



2. Выполни задания теста
Вопрос 1

Установите соответствие правописания местоимений: слитно, раздельно, через дефис.

Варианты ответов
  • (кое)кому, какую (нибудь), чего (либо), кому(то), сколько (нибудь)
  • (не) что, (не)который, (не) кто, (не)сколько
  • кое (с) кем, кое (про) кого, кое (у)кого, не (к) кому
Вопрос 2

Определите, в каких местоимениях пишется только -И- или только -Е-, в каких можно писать либо -И- либо -Е- (в зависимости от варианта)

Варианты ответов
  • (н...)чьи
  • (н...) (у )кого
  • (н...) (с) чем
  • (н...)кто
  • (н...)которые
  • (н...) (на) что
  • (н...) (с) кем
  • (н...) (в) какую
Вопрос 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Ася н(1)чего не поняла в объяснении учительницы, а спросить было н(2) кого и посоветоваться н(3) с кем.

Варианты ответов
  • 1,2.3
  • 2,3
  • 3
  • 2
Вопрос 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Боря сказал родителям, что сегодня н(1) чего н(2) по какому предмету

н(3)кому не задали.

Варианты ответов
  • 1,2.3
  • 2,3
  • 3
  • 1
Вопрос 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Елену Сергеевну очень огорчало, что в этом классе н(1) кто н(2) о чём не спрашивал и н(3)чем не интересовался.

 

Варианты ответов
  • 1,2.3
  • 1,2
  • 3
  • 2
Вопрос 6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

В разгар работы внезапно оказалось, что Диме н(1) чем скрепить детали и н(2) во что положить готовую модель на просушку, поэтому он бросил работу и н(3) чего у него не вышло.

 

Варианты ответов
  • 1
  • 2

  • 1,3
  • 1,3,4
Вопрос 8

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1) для кого в нашей семье не секрет, что дедушка н(2) сколько упрям  и

н(3) в какую не соглашаеся н(4) на какие лечебные процедуры.

 

Варианты ответов
  • 1,4
  • 2,3
  • 1,3
  • 1,3,4
Вопрос 9

Установите соответствие через дефис, слитно или раздельно пишутся указанные местоимения.

Варианты ответов
  • какой (либо)
  • чего(то)
  • чем (нибудь)
  • (не)который
  • (кое)кто
  • чему (либо)
  • (кое) (у) кого
  • (кое) (с) кем
Вопрос 10

Отметьте строчку, в которой местоимения расположены в следующем порядке:

личное-относительное-притяжательное-определительное.

Варианты ответов
  • вы-мой-кто-другой
  • ты-чей-наш-всякий
  • он-никто-моя-сам
  • наш-вы-кого-любой
Вопрос 11

Отметьте строчку, в которой местоимения расположены в следующем порядке:

отрицательное- неопределённое- личное- притяжательное.

Варианты ответов
  • некому- чей-меня-твоя
  • ни с кем- кого-то- тобой- наши
  • этому-нечто-я-его
  • кто-то- не с кем- он- моё

Вопрос 12

Определите разряды местоимений в предложениях.

Варианты ответов
  • Новенькую обступили, стали расспрашивать, сколько ей лет...
  • "Морозова, тебе в какую сторону?"- спросила она.
  • Она испуганно смотрела на ребят, которые...застряли в дверях
  • Там написано, какой жилец в квартире живёт...
  • "Что случилось?" - подумала Лиза

15 апреля

Тема: Отрицательные и неопределенные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

 1. Повторим правила.



2. Выполните задания.

Запиши словосочетания, раскрыв скобки. Обозначьте орфограмму «Правописание неопределённых местоимений».

Беседовал (кое) с (кем), выполнить (кое)какие дела, услышать (не)что интересное, выразить какую(нибудь) мысль, прочесть в каком(то) журнале, помочь кому(то), спросить (кое)у (кого), защитить кого(нибудь), посмотреть (кое)что, зайти (кое)за(кем), (не)которое бе..покойство, с кем(либо) не пойдёшь, (кое)кого не было, догадывался  (кое) о чём.

Запишите, раскрыв скобки. Обозначьте орфограмму «Правописание отрицательных местоимений».

(Не,ни)какой пользы, (не,ни)кого винить, (не,ни) что не бе..покоило, (не,ни)кто не увид..т, (не,ни)чей портфель, (не,ни) с (какой стороны, (не,ни) у кого не спрошу, (не,ни)чем заняться, (не,ни) с кем обсуждать, (не,ни) к чему не приведёт, (не,ни)чего ждать, (не,ни) перед (чем) не остановится, (не,ни)перед (кем) не в ответе, (не,ни) с (чьим) другом, (не,ни) у (кого) узнать, (не,ни) о (чём) не думала.

3. Выполни тест (верный ответ запиши)

Список вопросов теста

Вопрос 1

На что указывают отрицательные местоимения?

Варианты ответов
  • Указывают на неизвестность количества предметов, признаков
  • Указывают на отсутствие предмета, признака или количества
  • Указывают на неизвестность предмета, признака или количества
Вопрос 2

Какие из данных слов являются отрицательными местоимениями?

Варианты ответов
  • некто, нечто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько
  • никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, несколько
  • никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько
Вопрос 3

Найдите  местоимения - существительные

Варианты ответов
  • никакой, ничей
  • нисколько
  • никто. ничто, некого, нечего
  • незачем, никак, никуда
Вопрос 4

Найдите местоимения- прилагательные

Варианты ответов
  • нисколько
  • нигде, никуда, никогда
  • никакой, ничей
Вопрос 5

Сколько групп у отрицательных местоимений

Варианты ответов
  • 4
  • 3
  • 2
Вопрос 6

От каких местоимений образованы отрицательные местоимения?

Варианты ответов
  • От вопросительно-восклицательных
  • От вопросительных с приставками не, ни
  • От вопросительно-неопределенных
Вопрос 7

В каком случае отрицательные местоимения пишутся раздельно?

Варианты ответов
  • предлог+местоимение
  • не, ни+предлог+местоимение
  • не, ни+местоимение
Вопрос 8

Укажите варианты правильного написания отрицательных местоимений

Варианты ответов
  • ни укого
  • не о чем
  • не у кого
  • ни о чём
Вопрос 9

Приставка НЕ в отрицательных местоимениях 

Варианты ответов
  • всегда пишется раздельно
  • всегда под ударением
  • всегда без ударения
Вопрос 10

Сколько групп неопределённых местоимений?

Варианты ответов
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Вопрос 11

Найдите местоимения-числительные у неопределённых местоимений

Варианты ответов
  • где-то, куда-либо, как-нибудь, кое-где
  • сколько-нибудь, сколько-то
  • некто, кто-то, кое-кто
  • чей-нибудь, кое-какой
Вопрос 12

Неопределённые местоимения образуются от

Варианты ответов
  • вопросительных местоимений
  • приставки не (без дефиса)
  • приставки кое ( с дефисом)
  • суффиксами то, либо, нибудь ( с дефисом)
  • приставки кое ( без дефиса)
  • приставки не (с дефисом)
Вопрос 13

Укажите вариант, в котором допущена ошибка в местоимении

 

Варианты ответов
  • кое-зачем, кое-кто
  • что-либо, кое что
  • что-то, кто-то
Вопрос 14

Выберите предложения с ошибками или неверно подобранными местоимениями.

Варианты ответов
  • Сегодня я встретился кое-с-кем знакомым.
  • Я незколько не жалею, что пошёл на этот концерт.
  • Он решил пойти на кухню и сделать себе какой-нибудь бутерброд.

14 апреля

Тема: Отрицательные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений - отрицательными

1. Выучи правило.



2 Посмотри учебное видео

3. Выполни задания.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Н..)чем зажеч.., (кое) (о) ком спрашивать, чем (либо) удивит, чем (то) огорчён, (н..) (перед) чем (н..) остановится, (н..) (с)кем (н..) посоветуется, (н..) (с)кого брать пример, кто (нибудь) сделает, (кое) (о) чём поразмыслить, призвать кого (либо), к кому (то) приехать, что (либо) пр..везти, (кое) (в) чём (н..) согл..ситься, (кое) кого рас..просить

Спиши, раскрыв скобки и обозначив орфограмму «Правописание неопределённых местоимений».

Кто(нибудь) скаж..т, у кого(нибудь) попрос..м; (кое)с(чем) ра..статься; к кому(то) пр..ехать; кого(нибудь) пр..ручить; (кое)с(кем) встретиься; кому(нибудь) предл..жить; что(то) сверка..т; ра..даются чьи(то) голоса; кто(либо) сдела..т.

Домашнее задание:  выучите правило - стр. 172-173, выполните упражнение 397.



13 апреля

Тема: Неопределенные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений - неопределенными.

1. Запомни правила.



2. Посмотри учебное видео.


3. Выполни задания.

Выписать неопределённые местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

 

2. Спишите, раскройте скобки. Выполните задания к упражнению.

1. (Кое)кто (кое)(с)кем повздорил (из)за чего(то), и каждому пришлось возвращаться домой с (н…)сколькими порванными вещами и (кое)чем под глазами. 2. (Кое)кому пришла в голову этакая какая(то) бредовая мысль, но все(таки) (н…)кто (н...)чего (н..)кому (не)сказал и (кое)(с)чем (не)согласился. 3. (Кое)(о)чем они договорились, но (кое)(в)чем между ними.

Домашнее задание:  выучите правило - стр. 169, выполните упражнение 383. 




12 апреля

Тема: Определительные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений - определительными.

1. Запомни теорию.

Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета.


К ним относятся местоимения: сам, самый, все, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, а также местоимения всяческий и всяк (устаревшее).


Местоимения любой, всякий, каждый имеют значение один из всех подобных, поэтому они часто взаимозаменяемы в предложениях:

Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в рот кладут.

Любую ягодку в руки берут, да не любую в рот кладут.

Каждую ягодку в руки берут, да не каждую в рот кладут.

В предложении может быть определением, подлежащим, дополнением или входить в состав члена предложения.


2. Выполни задание.

Задание 1 . Прочитайте и спишите предложения. Найди и подчеркни определительные местоимения.

У иного и снега зимой не выпросишь.

Это каждому известно.

Каждый дом своим хозяином славится.

Дошли до самого леса.

Иному человеку скажешь правду, а он обидится.

Выбери любую игрушку.

От иной похвалы хоть в землю уйди

Задание 2.

Поставьте местоимения сам, самый в соответствующий падеж.

1. Машина остановилась у (самый) берега. 2. Они говорили с (сам) деканом, но вопрос решить не удалось. 3. Маленькому ребенку трудно это сделать (сам). 4. Только у (самый) библиотеки я вспомнил о двух несданных книгах. 5. (сам) хозяйка не предложила пройти в комнату, пришлось ждать в коридоре. 6. С этими проблемами друзья справились (сам).

Домашнее задание:  выучите правило - стр. 177, выполните упражнение 407.

8 апреля

Тема: Указательные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений - указательными.

1. Запомни теорию.

 Указательные местоимения - это группа местоимений, обозначающих, на какой объект указывает говорящий: тот, этот, такой, таков, столько. Устаревшие варианты: оный, сей, этакий, экий, таковой.

Указательные местоимения отвечают на вопросы какой? каков? сколько? Они имеют грамматические признаки рода, числа и падежа.

Местоимение - это часть речи, которая заменяет существительныеприлагательныенаречия и числительные. Оно указывает на определенный предмет, лицо, свойство или число, не называя его прямо. 

Указательные местоимения этот, тот, такой изменяются по родам, числам и падежам.

Местоимение таков изменяется по родам и числам:таков, такова, таково, таковы.

Обратите внимание!

о том — об этом
о той — об этой
о тех — об этих




2. Прочитай материал учебника (стр. 178-179) и выполни задание:

  Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения.

1. Каков привет, ... ответ. 2. Об ... они говорили вчера. 3. Она ... красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ... мы не пошли на прогулку. 5. О ... деревьях нужно позаботиться. 6. Сторожка стояла по ... сторону реки, а по ... простиралось поле. ... лес заповедный. 7. Эти цветы очень красивые, но ... мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады ....

 Домашнее задание:  выучите правило - стр. 178-179, выполните упражнение 411.

7 апреля

Тема: Официально-деловой стиль. Объявление

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

1. Вспомним все стили речи:


2. Сегодня подробно рассмотрим официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д.

Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

  • 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
  • 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;
  • 3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, ), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;
  • 4) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;
  • 5) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;
  • 6) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;
  • 7) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
  • 8) слабая индивидуализация стиля.



К примерам официально-делового стиля можно отнести:

  • Заявление;
  • Расписку;
  • Объяснительную;
  • Постановление;
  • Характеристику на ученика или работника;
  • Приказ;
  • Законодательный акт;
  • Договор.
3. Запомни информацию:

Объявление - печатное сообщение, извещение о чем-нибудь, публикация, например форма рекламы, которая встречается, в основном, в газетах и периодических изданиях. Она также присутствует в интернете, на радио и в телевидении.



Например:





4.Прочитайте материал учебника - стр. 220-221.


6 апреля

Тема: Притяжательные местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений - притяжательными.

1. Притяжательные местоимения обозначают принадлежность предмета разным лицам. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные, и согласуются с существительными, выступая при них в роли определений (моя книга, ваш дом, твои друзья). Для обозначения принадлежности третьему лицу употребляются неизменяемые формы родительного падежа личного местоимения его, ее, их (его гитара, ее цветы, их цели).

Обратите внимание на отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их!

Личное местоимение:

1) отвечает на вопросы косвенных падежей:

2) в предложении является дополнением.

Притяжательное местоимение:

1) отвечает на вопросы чей? чья? чье? чьи?

2) в предложении является определением.
























2. Посмотри обучающее видео:



3. Прочитай и запомни правило - стр. 161.

4. Выполни задание:

Найдите в предложениях притяжательные местоимения. Определите их род, число, падеж.

Образец. Наши чемоданы находятся в гостиничном номере. Наши (чьи?) – мн. ч., И. п. (чемодан).

1. Мои друзья отправились в путешествие. 2. Можно мне почитать твою книгу? 3. Мы встретились с его сестрой в Киеве. 4. Сдайте свои вещи в камеру хранения. 5. Преподаватель хочет познакомиться с вашими родителями. 6. Преподаватель похвалил твое дипломное исследование? 7. У его отца отпуск в ноябре. 8. Ее окно выходит на центральную улицу. 9. Мы поздравили твоего брата с праздником. 10. Я обратился к специалистам, мне необходима их помощь.

Домашнее задание: выучите правило - стр. 161, выполните упражнение 365.


1 апреля

Тема: Вопросительные и относительные                      местоимения

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня мы познакомимся с 2 разрядами местоимений - вопросительными и относительными. 

Относительные местоимения звучат так же, как и вопросительные: кто, что, который, какой, чей, сколько. Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Первые мы используем, чтобы создать вопросительное предложение, а вторые мы используем, чтобы связать части сложного предложения.







1. Посмотрите учебное видео и прочитайте материал учебника - стр. 164-165.



2. Выполните задание.

Подчеркните местоимения.


Домашнее задание: 
выучить материал на страницах 164-165, выполнить упр. 376.

31 марта

Тема: Особенности описания интерьера

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня у нас урок развития речи. Мы поговорим об особенностях описания интерьера.

 Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

 Интерьер - описание внутреннего вида помещения.

1. Посмотрите видео, в котором говорится об особенностях описания интерьера.


2. Ответьте устно на вопросы:

   Что составляет основу описания помещения? Что включает в себя интерьер?

    ( Перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов.    Стены. Перекрытия. Отделка стен. Лепка. Резьба по дереву. Мебель. Осветительные приборы. Ковры и т.д.)

  А что ещё нам поможет при описании? ДОСТАТОЧНО ли просто перечислить предметы, которые есть в комнате?

     ( Надо указать место, где они находятся, можно ещё и описать каждый  предмет.)

3.  Подберем слова, материал, необходимый  для будущего описания.

а)   Вот представьте: вы описываете комнату и…. «диван стоит…,кровать стоит…, пианино стоит…картина висит, портьера висит…». Что же это такое!? Понравится такое повторение?

         Подберите слова, выражения, чтобы не повторялись глаголы стоять, висеть. Как они называются? (Синонимичные)

         Запишите несколько  «моделей» описания комнаты (избегаем повторов). 

а)Большая часть комнаты занята...;

Слева от двери находится..., а справа —....

 В углу помещается...

Темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет,

 нельзя не заметить,

 бросается в глаза,

манит к себе 


б) Обратите, пожалуйста, внимание  на «переходные» мостики

 в комнате тесно от обилия вещей...;

 комната заставлена...;

мебели в комнате немного...;

 придают комнате уют... и т. п.


4.    Тренировочные упражнения. 

Упражнение № 461 - задания 1,2,4 (устно)


Домашнее задание: прочитайте теоретический материал - стр. 211; выполните упражнение 461 (зад. 3).


30 марта

Тема: Личные местоимения. Возвратное местоимение

Ребята, сегодня мы познакомимся с 2 разрядами местоимений - личными и возвратным.

1. Прочитайте теоретический материал и посмотрите обучающее видео:

Личные местоимения имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).



2. Познакомьтесь с таблицей, запишите ее в тетрадь:


3. Запомните особенности склонения личн
ых местоимений:



4. Прочитайте правило - стр. 158.

Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

5. Выполните упражнение :

Исправим предложения.

1. У их на праздник было много гостей. 

2. Я к ему приехал. 

3. Я с ими хочу встретиться. 

4. Я у её буду учиться. 

5.Мы сидим не на ихних стульях. 

6. Познакомимся с возвратным местоимением себя:

Возвратное местоимение — себя. Это местоимение-существительное.

Местоимение себя обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо.

Возвратное местоимение отвечает на вопросы когокомукемо ком?

Возвратное местоимение не имеет формы рода, лица (относится к любому лицу), не имеет числа (может указывать и на одно, и на несколько действующих лиц). Местоимение себя не имеет формы именительного падежа.

В предложении возвратное местоимение себя выполняет роль дополнения или обстоятельства.


Домашнее задание:  выучить материал на страницах 158-160, выполнить упр. 356.

29 марта

Тема: Местоимение как самостоятельная 

часть речи

Добрый день!  Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

 Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

1. Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Прочитайте предложение и устно ответьте на вопросы:


Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

- Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.


Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.


Теперь ответьте на вопросы:

- Кто он? (Вова)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Вывод:  местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты  корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. Местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.


Запомните определение.


 МЕСТОИМЕНИЕ это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.


2. Теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями. (Учебник - стр. 156-157).



3. Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ возвратного местоимения себя и определительного такой, т.е. сравним формы этих слов. Познакомьтесь с таблицей:

Местоимение

себя

такой

Род

-----

Такой день

Такая погода

Такое дерево

Число

-----

Такой день

Такие дни

Падеж  Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

предложный

-----

Себя

Себе

Себя

Собой

О себе

Такой день

Такого дня

Такому дню

Такой день

Таким днем

О таком дне

 Вывод : местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.

4. Посмотрите обучающее видео:


5. Выполните  упражнение 353 письменно (1).


Домашнее задание.


Стр. 156-157 (выучить правила и определения). Упражнение 353 (2).







 





Тема: Типы речи. Соединение типов речи в тексте

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.


1. Прочитайте теоретический материал и кратко выпишите основные мысли:
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
Описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
Рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    
          
     Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    
        
     Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    
     Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Посмотрите видео:




2Выполните задание упражнения 457 устно.

 
Домашнее задание: выполните упражнение 456  - спишите 1 абзац и выполните 
задания 1,2,3.




18 февраля

Тема: Дробные и собирательные имена числительные

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня поговорим о дробных и собирательных числительных, которые относятся к количественным числительным.

1. Прочитай о том, как склоняются дробные числительные - стр. 145.



 

2.  Выполни упражнение 332: прочитай и запиши дроби.


3.
Посмотри учебное видео об особенностях употребления собирательных числительных и прочитай страницы 146-147:


4. Выполните письменно упражнение  335 ( образуй собирательное числительное).

Домашнее задание: выучить правила - стр.145-147, выполните упражнение 338 (1).




17 февраля

Тема:  Склонение порядковых имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

1. Вспомним особенности склонения порядковых числительных.





2. Изменить по падежам числительное восемьсот тридцатый (письменно)

3. Познакомьтесь с информацией об особенностях употребления числительных при обозначении дат - стр. 152

(читать).

4.  Выполните письменно упражнение 346, поставив числительное в нужную форму.

5. Устно проверь себя: упражнение 349.

Домашнее задание:  выучить правило -с.152, выполнить упражнение 348.



16 февраля

Тема:  Склонение порядковых имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

1. Вспомним, какие числительные называются количественными, какие - порядковыми.


2. Распределительный диктант

  • Распределите слова в 2 колонки: количественные и порядковые.

Пять, пятый, двадцать шестой, сорок первый, одиннадцать, пятьдесят, шестидесятый ( напишите по з своих примера).

3. Прочитайте правило в учебнике - стр. 150 и посмотри учебное видео.



4. Самостоятельно измените по падежам числительные : одиннадцатый, двадцать пятый.

5. Выполните письменно упражнение 343 (1).

Домашнее задание:  выучить правило - стр. 150, выполнить упражнение 344 (1,2).



11 февраля

Тема:  Склонение количественных имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня продолжим учиться склонять имена числительные

 ( изменять по падежам).  Обратим внимание  на особенности склонения числительных от 5 до 20, 40,90 и 100.

1. Прочитай и запомни правило на странице  142.

2. Проанализируй таблицу. Запомни систему окончаний (В родительном, дательном, предложном падежам в окончаниях пиши И):



3. Упражнение 325 (устно): прочитай текст, образовав нужную форму имени числительного.

4. Письменно выполни упражнение 323 (2).

5.Проанализируй  таблицу на стр. 143 и запомни систему окончаний числительных 40, 90,100 ( В родительном, дательном, творительном предложном падежам в окончаниях пиши А):


6. Склонять числительное 97 (письменно).


10 февраля

Тема: Склонение количественных имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня продолжим учиться склонять имена числительные

 ( изменять по падежам).

1. Прочитай и выучи правило из учебника  - стр. 141.

2. Вспомни особенности склонения числительных :

3.  Попробуй письменно изменить по падежам имена числительные: 580, 760, 890.

4. Выполни самостоятельно упражнение 321 (задания 1,2).



9 февраля

Тема: Склонение количественных имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня будем учиться склонять имена числительные

 ( изменять по падежам).

1. Посмотрите обучающее видео:


2. Познакомьтесь с таблицей и постарайтесь запомнить систему окончаний имен числительных при склонении.

Запишите эту таблицу в тетрадь!



3. Выполните устно упражнение 319 (проговорите вслух указанные формы имен числительных).

4. Попробуйте изменить по падежам числительные 750, 480 (письменно).












4 февраля

Тема: Буква Ь в конце и середине имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня закрепим знания о  правописании имен числительных.

1. Давайте вспомним, когда в середине имен числительных пишется Ь . Посмотрите видео:



Запомним!

2. Словарный диктант (запиши цифры словами)

512, 11, 20, 28,50, 67, 114, 716, 85, 60, 618, 500, 814,900, 73, 730.

3. Распределительный диктант.



4.  Выполните письменно упражнение 315.

Домашнее задание: повторите правило - стр. 140 в учебнике.








22 января

Тема: Особенности описания интерьера

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня попробуем реализовать на практике знания, полученные на прошлом уроке. Напишем домашнее сочинение!

Вспомним основные моменты.


Посмотри видео о том, как написать сочинение-описание.

Также учтите следующее:



Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-описание на тему "Моя комната".



20 января

Тема: Особенности описания интерьера

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня у нас урок развития речи. Мы поговорим об особенностях описания интерьера.

 Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

 Интерьер - описание внутреннего вида помещения.

1. Посмотрите видео, в котором говорится об особенностях описания интерьера.




2. Ответьте устно на вопросы:

   Что составляет основу описания помещения? Что включает в себя интерьер?

    ( Перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов.    Стены. Перекрытия. Отделка стен. Лепка. Резьба по дереву. Мебель. Осветительные приборы. Ковры и т.д.)

  А что ещё нам поможет при описании? ДОСТАТОЧНО ли просто перечислить предметы, которые есть в комнате?

     ( Надо указать место, где они находятся, можно ещё и описать каждый  предмет.)

3.  Подберем слова, материал, необходимый  для будущего описания.

а)   Вот представьте: вы описываете комнату и…. «диван стоит…,кровать стоит…, пианино стоит…картина висит, портьера висит…». Что же это такое!? Понравится такое повторение?

         Подберите слова, выражения, чтобы не повторялись глаголы стоять, висеть. Как они называются? (Синонимичные)

         Запишите несколько  «моделей» описания комнаты (избегаем повторов). 

а)Большая часть комнаты занята...;

Слева от двери находится..., а справа —....

 В углу помещается...

Темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет,

 нельзя не заметить,

 бросается в глаза,

манит к себе 


б) Обратите, пожалуйста, внимание  на «переходные» мостики

 в комнате тесно от обилия вещей...;

 комната заставлена...;

 мебели в комнате немного...;

 придают комнате уют... и т. п.


4.    Тренировочные упражнения. 

Упражнение № 461 - задания 1,2,4 (устно)


Домашнее задание: прочитайте теоретический материал - стр. 211; выполните упражнение 461 (зад. 3).



18 января

Тема: Буква Ь в конце и середине имен числительных

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня обратим внимание на правописание имен числительных.

1. Посмотри обучающее видео.


2. Изучи и запиши таблицу в тетрадь.


3. Выучи правило на стр. 315.

4. Выполни задание.

Запиши цифры словами.

15, 11, 20, 28,50, 67, 114, 716, 85, 60, 618, 500, 814,900.

Домашнее задание: выучите правило (таблица в классной работе),  упражнение 309 (зад. 1), выполните письменное задание 4 ( смотрите план урока).




17 января

Фразеологизмы (повторение)

Добрый день! Сегодня мы поработаем дополнительно : расширим кругозор,познакомившись с рядом фразеологизмов, их значением и историей.

Знаете ли вы, что означают следующие фразеологизмы?  Посмотрите это видео.



Не менее интересна и история фразеологизмов. Например, знаете ли вы:

Узнайте историю других фразеологизмов, посмотрев видео.


Также можете проверить себя на знание фразеологизмов, пройдя тест. Вот ссылка:




16 января

Тема:  Имена числительные простые и составные. Их правописание

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня обратим внимание на 2 группы числительных: простые и составные.

1. Послушай объяснение.


2. Изучи таблицу и запиши ее в тетрадь.


Домашнее задание:  выучите таблицу ( в плане урока), выполни упражнение 307 (зад. 1,2)






















 14 января

Тема: Количественные и порядковые имена числительные

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. Вспомним, что мы знаем о разрядах имен числительных.

Изучи таблицу и запиши ее в тетрадь.


 Выполните задания:

1. Игра «Третий лишний» (спиши и подчеркни лишнее - не числительное)

а) два, второй, двойной,

б) сотый, сто, сотка,

в)десять, удесятерить,десятый

 

2.Списать пословицы, указать разряд числительных:

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На гору десятеро тянут, а под гору один столкнёт.

3. Выполни тест .

1. имя числительное обозначает: а) признак предмета, б) число, порядок при счете, в) предмет;

2.   имя числительное отвечает на вопросы а) кто? что?, б) какой? чей? в) сколько? который?

3.   к количественным числительным относятся числительные а) семь, седьмой, б) семерка, семеро, в) семь, семеро;

4.      к порядковым числительным относятся а) два, удвоить, б)второй, пятый, в)пятеро, двое

 Домашнее задание: выучите теорию - стр. 134, пройдите тест (смотри план урока), выполните упражнение 304 (задание 2)

 

13 января

Тема: Имя числительное как часть речи

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня мы познакомимся с новой для нас самостоятельной частью речи - именем числительным.

1. Посмотрите обучающее видео.


 2. Выучи теоретический материал - стр.134.

3. Проверь себя, устно ответив на вопросы:

- Что такое имя числительное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают числительные?

- Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.

- Как отличить имя числительное от других частей речи?

4. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные.Подчеркните имена числительные. 

 Один ум хорошо, а два ума лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Двумя ложками кашу не едят.

Домашнее задание: выучи теорию - стр. 134, выполни упражнение № 305 (1, 2- Помни:  числительные делятся на два  разряда - количественные и порядковые. ).

Домашні та практичні завдання  надсилайте на електронну пошту   m.cosenko145@gmail.com або номер Вайбера ( висилайте фото завдань) 0970575949



11 января
Тема: Типы речи. Соединение типов речи в тексте

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.


1. Прочитайте теоретический материал и кратко выпишите основные мысли:
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
Описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
Рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.


Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    
    
        
     Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    
        
     Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    
     Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Посмотрите видео:




2Выполните задание упражнения 457 устно.

 
Домашнее задание: выполните упражнение 456  - спишите 1 абзац и выполните 
задания 1,2,3.

Дата 19.10

Тема: Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа.

1. Прочитайте материал параграфов 13,14.

2. Посмотрите видео и выполните задания.




Домашнее задание: повторить параграф 13, выполнить упражнение 105; выучить теорию - стр.59, выполнить упражнение 116.



21 октября, среда

Тема: Склонение имен существительных

- Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются. Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения — первое, второе и третье.

1. Работа с таблицей.

Внимательно рассмотрите таблицу «Три склонения существительных» Ответьте на вопросы.

— Какие существительные относятся к первому склонению? Приведите собственные примеры.

— Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите собственные примеры.

— Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите собственные примеры.

— Расскажите о правописании мягкого знака после шипящих в существительных второго и третьего склонения.

ТАБЛИЦА СКЛОНЕНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тип склонения

Пояснения и примеры


1 склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.



2 склонение

Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.



3 склонение

Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.


.




2. Распределительный диктант.

Запишите слова в три столбика, распределяя их по трем типам склонения.

Земля, страна, пашня, охотник, капитан, камыш, мышь, степь, печь, приятель, луч, зверь, яблоня, дедушка, изба, крыша, подъезд, увлечение, вещество, добро, тень, пень, лень.

3. Выучи падежи имен существительных и вопросы к ним

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОС                           Пример
Именительный
(есть)
кто? что?                            слон-
Родительный
(нет)
кого? чего?                           слона    
Дательный
(дать)
кому? чему?                         слону
Винительный
(вижу)
кого? что?                             слона
Творительный
(доволен)
кем? чем?                              слоном
Предложный
(думать)
о ком? о чем?                         о слоне

4. Измени по падежам слова КОРЗИНА, АРБУЗ. 

 Домашнее задание: выучи материал параграфа 15, выполни
упражнение 127, 130.

22.10, четверг

Тема: Разносклоняемые имена существительные

Ребята, вы уже познакомились с 3 типами склонения имен существительных. Но есть имена существительные, которые не относятся ни к одному из них. Это разносклоняемые имена существительные.

1. Прочитайте материал параграфа - стр. 65.
2. Посмотрите видео.
Домашнее задание: учить теорию - стр.65, выполните упражнение 133 (1).

23.10, пятница

Тема: Несклоняемые имена существительные

Ребята, мы с вами познакомились с тремя типами склонения, с группой разносклоняемых существительных. Сегодня мы узнаем, что есть группа слов. которая не изменяется по падежам и числам. Это несклоняемые имена существительные. Например: кино, пальто, метро, кенгуру и др.

1. Прочитайте материал учебника - стр. 67. и посмотрите видео.
2. Обратите внимание на то, какие фамилии не склоняются (оканчивающиеся на -ко)

Домашнее задание: выучите теорию - стр. 67, 
выполните упражнение 139.









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Увага!