9 клас. Рос. мова

20 января

Тема: Сложноподчиненные предложения с однородными придаточными

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня  мы познакомимся с 3 типами предложений с несколькими придаточными.

1. Прочитайте материал учебника - стр. 133.





2. Рассмотрим предложения с однородным подчинением.

Посмотри обучающее видео.


3. Прочитай правило - стр. 134-135. Изучи схему и запиши ее в тетрадь.


4. Выполни задание 1.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах? Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирующих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов) 3) Ребёнок был так уморительно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов) 4) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)


Домашнее задание: выучите правило - стр. 134-135; выполните задание 1  (смотрите план урока).



18 января

Тема: Сложноподчиненное предложение  с придаточным обстоятельственным (обобщение и повторение знаний)

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня  мы повторим все типы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

1. Изучите обобщающую таблицу и запиши ее в тетрадь.





2. Выполните тренировочное упражнение.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. Определите тип СПП, пользуясь таблицей.

1) Когда пьёшь воду помни об источнике. 2) А Варвара так оторопела что не могла подняться с места. 3) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. 4. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился молодой.5) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза

3. Проверьте себя, выполнив онлайн-тестирование по ссылке

https://naurok.com.ua/test/join?gamecode=6154754



13 января

Тема:  Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и цели

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня познакомимся еще с двумя типами сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

1. Прочитай теорию в учебнике -стр. 125-126; выпиши в  рамку союзы, перед которыми ставится запятая (стр. 125)

 2. Посмотри видео.


3. Выполни упражение 209 (подчеркни грамматическую основу, поставь вопрос, определи тип предложения).

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

1. Прочитай теорию в учебнике -стр. 126-128; выпиши в  рамку союзы, перед которыми ставится запятая (стр. 128)

 2. Посмотри видео.


 3. Выполни упражение 217 (подчеркни грамматическую основу, поставь вопрос, определи тип предложения).

Домашнее задание: выучить правила - стр. 125-128;  выполнить упражнения  (смотри план урока).




  11 января

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня познакомимся еще с двумя типами сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

1. Прочитай теорию в учебнике -стр. 114-115; выпиши в  рамку союзы, перед которыми ставится запятая (с. 115).

2. Посмотри обучающее видео:


3. Выполни письменно упражнение 190 (А) по образцу в учебнике.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

1. Прочитай теорию в учебнике -стр. 116-117; выпиши в  рамку союзы, перед которыми ставится запятая (с. 117).

2. Посмотри обучающее видео:

3. Выполни письменно упражнение 195: подчеркните грамматические основы, поставьте вопрос от главной части к придаточной, определите тип СПП. 

Домашнее задание: выучи материал параграфа - стр. 114-118; выполни упражнения 190(А), 195.

Дата: 19.10.

Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении.



Домашнее задание: повторить параграфы 11-12, выучить материал параграфа 13; упражнение 96, 98(тест), 87 (Б).


21 октября, среда

Тема: Текст и его основные признаки

 Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

- Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.

- Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.

- Какие вы молодцы! Я согласна с вами.  Какой вывод мы можем сделать?

( Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте).

Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль. 

- Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?

( Нельзя, смысл текста будет непонятным).

Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.

- Кто попробует назвать все признаки текста?

-Теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль. (Запись в тетрадь)

-Где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?



Работа с текстом.

-Прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

- Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?

(С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

-Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

- Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

2) Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Проверка друг у друга по ключам.        

Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.

Домашнее задание: составить собственный текст на тему «Осень»

2 ноября 

Котрольная работа №1

Тест по русскому языку «Сложносочинённое предложение» 

Начало формы

1. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. (Пришвин М.)

2) Иван Ильич взвалил на плечи вязанку дров и с бодрым видом вошёл в кухню. (Вересаев В.)

3) В Павловском было большое смятение и адъютант сначала вовсе не хотел принять командира. (Тынянов Ю.)

4) Адъютант был хитёр и не сказал никому о подпоручике Киже и своей удаче. (Тынянов Ю.)

2. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Натаскали огромную кучу хвороста и прошлогодних сухих листьев и зажгли костёр. (Куприн А.)

2) Серая пелена туч прорвалась бледно-голубыми полыньями и оттуда засияло солнце. (Адамов Г.)

3) Сани переехали мостик и возле деревянного с мезонином дома свернули на боковую улочку. (Быков В.)

4) Зыбин наклонился и стал резкими боковыми ударами ладоней отряхивать коленки. (Домбровский Ю.)

3. Укажите предложение, не являющееся сложносочинённым (знаки препинания не расставлены).

1) Через неделю Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс. (Толстой А.Н.)

2) В два ясных дня согнало с берегов весь снег и Угрюм-река синела под солнцем холодным блеском. (Шишков В.)

3) Хутор уже почти догорел и только несколько огоньков слабо мерцало в сумраке на самом краю поля. (Быков В.)

4) Высокая многолетняя пальма была сломана волной и её большую и прекрасную зелёную голову унесла вода. (Гроссман В.)

 

4. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Коровьев галантно подлетел к Маргарите подхватил её и водрузил на широкую спину лошади. (Булгаков М.)

2) Ромашов отделился от офицеров толпою возвращавшихся в город и пошёл дальней дорогой через лагерь. (Куприн А.)

3) После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. (Носов Е.)

4) Тьма совсем уже вошла в чащу и становилось прохладно. (Грин А.)

5. Укажите предложение, которое не является сложносочинённым (знаки препинания не расставлены).

1) Рассвет приходит в дымке тёмно-синей и голуби забились под карниз (Крюков И.)

2) Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко. (Бианки В.)

3) Катерина открыла на кухне форточку и в квартиру вошёл сырой воздух. (Литвина Л.)

4) За всё время путникам никто не встретился и это начинало тревожить. (Акунин Б.)

6. Какое предложение не является сложносочинённым?

1) Небо над нами казалось ещё глубже и невиннее, и чистая, как это небо, радость наполняла душу. (Бунин И.)

2) Но лес был пуст, таинствен и звучен, как старинный собор, и от его южной опушки до села оказалось не больше трёхсот метров. (Воробьёв К.)

3) Глубоко внизу на мостовой грохотали экипажи, казавшиеся маленькими и странными животными, тротуары блестели после дождя, и в лужах колебались отражения уличных фонарей. (Куприн А.)

4) Костра отсюда не было видно, но изредка по вершинам ближайших дубов, точно отблеск дальней зарницы, мгновенно пробегал красный трепещущий свет. (Куприн А.)

7. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Небо потускнело, ветер начал пылить по дороге, и в степи стало скучно. (Бунин И.)

2) Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами. (Куприн А.)

3) Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тётя Даша. (Каверин В.)

4) А на озере прозрачный лёд прогибался под ногами, и видно было, как белые пузыри воздуха сплющивались там, над водой. (Гранин Д.)

8. Какое предложение не является сложносочинённым?

1) Морозило, и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. (Бунин И.)

2) Учителя, кивая и улыбаясь Наде, ушли, и Надя, подождав ещё несколько минут, развернула письмо. (Дудинцев В.)

3) В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными, но они были полны света, осеннего тепла, а в маленьких садиках, в тесноте некрупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов.(Гроссман В.)

4) Из стеклянного кафе вышел молодой человек и, распугивая с асфальта сизарей, направился прямо к моей скамейке. (Коваль Ю.)

9. Укажите сложносочинённое предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.

1) Листочки на березах обвисли; от сосен жарило как от печки. (Етоев А.)

2) За всё время путникам никто не встретился, и это начинало тревожить. (Акунин Б.)

3) Фёдор Иванович крепко держался за дверцу, и потому его бросило навзничь на мостовую (Дудинцев В.)

4) Между горами лежало широкое ущелье, и по нему тянулась асфальтовая улица с домами европейского типа. (Гребенюк И.)

10. Укажите сложносочинённое предложение.

1) В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. (Астафьев В.)

2) Наступал рассвет, небо над головой серело, и в серый сумрак уползала куда-то дорога. (Иванов А.)

3) Состав прошел, и мальчик обернулся к месту, где был его фонарь. (Платонов А.)

4) Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высокий зал, обведённый с трех сторон хорами и украшенный только сурами Корана. (Бунин И.)

Конец формы

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Увага!