7-Б клас. Лiтература

21 января

Тема: Подготовка к контрольной работе по творчеству 

Н. Гоголя ( повесть "Тарас Бульба")

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. 

Сегодня подытожим изученное.

1.Вспомним краткое содержание повести. 


2. Проверь себя, устно ответив на вопросы № 1-7 к повести,  - стр. 159-160. 

Выполните письменно задания №3, 4 (стр. 159). 

Устно охарактерезуйте Тараса Бульбу.

Домашнее задание: подготовьтесь к контрольной работе (выполните задания ), пройдите до воскресенья онлайн- тестирование.

https://naurok.com.ua/test/join?gamecode=9300352




18 января

Тема: Героический характер Тараса Бульбы. Осуждение предательства в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба"

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. 

1. Проверь себя, ответив устно на вопросы :

  • Почему Андрий стал на путь предательства?
  • Какие качества проявило в сражениях запорожское товарищество?
  • Сопоставьте поведение Андрия и Остапа в бою.
  • Почему Тарас убивает своего сына?
2. Напиши сравнительную характеристику Остапа и  Андрия в тетрадь (таблица). Подготовь устный рассказ о братьях.


Домашнее задание: прочитайте стр. 154-157, устно ответьте на вопросы - стр. 158.

Можете также посмотреть  фильм по мотивам повести Гоголя "Тарас Бульба"( по желанию).  Вот ссылка :

https://youtu.be/wIOtQ3u_8Pc





17 января

Интересные факты о Николае Гоголе (дополнительный материал)

 Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. 



10 интересных фактов из жизни Гоголя. Знаете ли вы?

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Николай Васильевич очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы

Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).

Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.

Его любимым напитком было козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

10. Говорят,за семь лет до смерти писатель в завещании предупреждал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».  Гоголя не послушали, а при перезахоронении останков в 1931 году в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом. Согласно другим данным череп вообще отсутствовал.  Но доказательств этому на сегодняшний день не существует.




14 января

Тема: Н. В. Гоголь . Повесть "Тарас Бульба". Моральный выбор Остапа и Андрия.  Конфликт чувств и долга

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь. Сегодня продолжим знакомство с повестью и прочитаем главы 5-9. Но сначала проверим  знания по прочитанному  тексту.

 Пройди тест.


1. Тема произведения Н. В Гоголя «Тарас Бульба»:

а) история семьи Тараса;

б) быт и нравы Запорожской Сечи;

в) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой.

2. Смысл жизни старого Тараса состоит в:

а) в воспитании достойных сыновей;

б) защите родной земли;

в) поддержании традиций Запорожской Сечи.

3. К какому роду литературы относится повесть «Тарас Бульба»?

а) эпосу;

б) лирике;

в) драме.

4. Кто в произведении Н. В.Гоголя является центральной фигурой?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Тарас Бульба.

5. Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для создания образов братьев?

а) гиперболу;

б) метафору;

в) параллелизм;

г) антитезу (противопоставление)

6. Кого из своих сыновей Тарас назвал «мазунчик»?

а) Андрия;

б) Остапа.

7. Степь для казаков олицетворяла собою:

а) дикие поля для хлебопашества;

б) раздолье, волю и гульбу;

8. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?

а) торговля;

б) гульба;

9. Как объясняется значение названия «Запорожская Сечь»?

а) от названия города Запорожье;

б) за порогами Днепра и засеки;

в) запороть и засечь казака за невыполнение законов.

10. Сколько раз закапывал Остап свой букварь?

Прочитайте главы 5-9 ( страницы 138-153) и проверьте себя, устно ответив на вопросы (с. 153). 

Можете также посмотреть  фильм по мотивам повести Гоголя "Тарас Бульба"( по желанию).  Вот ссылка :

https://youtu.be/wIOtQ3u_8Pc

Домашнее задание: выполните тест (смотри план урока), прочитайте главы 5-9 ( страницы 138-153) и проверьте себя, устно ответив на вопросы (с. 153).



12 января

Тема: Николай Васильевич Гоголь. Повесть"Тарас Бульба".  Изображение казачества и вольной Запорожской Сечи в повести

Добрый день! Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня мы продолжим свое знакомство с творчеством  Н. Гоголя и приступим к чтению повести "Тарас Бульба". Главные герои повести - казак Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий. Главная тема - прославление товарищества казаков , осуждение предательства.

1. Прочитайте 1-3 главы повести - страницы 121-138.

2. Читая,  устно ответьте на вопросы:

- Почему после долгой разлуки отец предлагает сыновьям биться на кулачках, а на следующий день увозит в Запорожскую Сечь? ( Решение Тараса немедленно везти сыновей в Запорожскую Сечь вызвано, таким образом, не только упрямством и горячностью, но и твердой убежденностью, что лишь Запорожская Сечь настоящая воинская школа  наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином).


- Как характеризует автор Остапа в его бурсацкой жизни?

- Как автор характеризует Андрия? 

- Отличаются ли характеры братьев?

Домашнее задание.

 Прочитайте страницы 121-138 и запишите в тетрадь рассказ о жизни в Запорожской Сечи: ее обычаях,законах,занятиях запорожцев (по повести "Тарас Бульба").

Срок сдачи: четверг.

 Домашні та практичні завдання  надсилайте на електронну пошту   m.cosenko145@gmail.com або номер вайбера ( висилайте фото завдань) 0970575949


Дата: 20.10

Тема:  Пересказ отрывков из произведения (на материале повести А. Пушкина "Метель")

Домашнее задание: письменно пересказать понравившийся отрывок из повести А. Пушкина "Метель" ( можно выполнить пересказ от первого лица  (от имени одного из героев - Марьи Гавриловны, прапорщика или Бурмина)).


Дата: 22.10

Тема: А. Пушкин "Станционный смотритель". Главные персонажи и их судьбы в повести. Тема "маленького человека"

Кто такой станционный смотритель?

Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями. О об одном из таких служащих повесть Пушкина.

1. Перед чтением вспомним некоторые понятия (запишите их в тетрадь)

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).

2. Прочитайте страницы 72-82 - начало повести, ответьте устно на вопрсы.

 - Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?

(мелкий чиновник)

- Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.

- Как автор относится к главному герою?

(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

- А в чём трагедия Самсона Вырина?

- Назовите главных героев повести.

3. Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей:

 «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к

общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые?




Домашнее задание: читать и пересказывать стр. 72-82, выучить понятия "повесть", "повествователь"


17 декабря,  четверг
 
Тема:  Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Писатель и Украина. Сборник повестей "Миргород" 

Николай Васильевич Гоголь - русско-украинский писатель. Он родился в Украине на Полтавщине, но с 18 лет жил в России. В своем творчестве поднимал украинские темы, но писал на русском языке.

1. Прочитайте биографию писателя - стр. 118-120 и составьте краткий конспект прочитанного.

2. Посмотрите учебное видео.



2. Ответьте на вопросы (1-4) устно - стр. 120.

Домашнее задание :  подготовить рассказ о жизни и творчестве Н. Гоголя, составить краткий конспект в тетради ( стр. 118-120).

Домашні та практичні завдання  надсилайте на електронну пошту   m.cosenko145@gmail.com або номер вайбера ( висилайте фото завдань) 0970575949

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Увага!